| ||
Краткий исторический очерк о возникновении троллейбусного движения в СССР | ||
| ||
|
История этого
вида городского пассажирского транспорта берет начало
еще в 1900 году. Русский инженер Н.Л.Караулов предложил
заменить бурлаков, тянувших через шлюзы Ладожского
канала под Петербургом тяжелые баржи с грузом, электрическими
автомобилями с питанием от центральной станции.
А через два года, в 1902 году, во дворе петербургского
завода Фрезе и К° состоялось испытание грузовой
повозки, связанной с электросетью гибким кабелем.
Эта повозка
смогла перевезти груз весом в 50 пудов. Идея понравилась,
и уже, в том же году, молодой петербургский студент
В.П.Шуберский предлагает проект: оборудовать электрическими
автомобилями шоссе Новороссийск - Сухуми. Свой проект
Шуберский продумал до мельчайших подробностей, представив
экономические, организационные, финансовые и технические
расчеты, а также экологическую выгоду данного вида
транспорта. Так что,
если бы не русско - японская война, начавшаяся в
1904 году, не революции и не последовавшие за ними
Первая мировая и Гражданская войны, вероятно, что
троллейбус появился бы на два десятилетия раньше. | |
В Москве мысль о постройке троллейбусной линии впервые была высказана в 1924 г., но к ее реализации приступили лишь 9 лет спустя. В 1932 г., глядя на опыт эксплуатации троллейбусов в Англии и Германии, задумали проложить первые линии от Дорогомилова (моста Окружной железной дороги, ныне район станции метро "Кутузовская") до села Сетунь (в Кунцеве), по Волоколамскому шоссе до поселка Губайлово (ныне часть г. Красногорска) и по Хорошевскому шоссе до Хорошева. | ||
|
Инициатором
введения троллейбусного сообщения стал Лазарь Моисеевич
Каганович
(в 1930-е годы руководитель Транспортной
комиссии ЦК ВКП(б)).
Для первой линии сначала хотели приобрести
немецкие троллейбусы, но из-за нехватки валюты Наркомтяжпром
поручил отечественным заводам в декабре 1932 г.
проектирование и строительство двух первых опытных
советских троллейбусов. Летом 1933 г. на Ярославском
автозаводе по проекту, разработанному в НИИ автотракторной
промышленности, начался выпуск шасси (на базе автобуса
Я-6). В октябре их отправили на автозавод им. Сталина
(ЗИС, ныне АМО-ЗИЛ), где на них установили изготовленные
здесь кузова. К 1 ноября 1933 г. два только что
выпущенных троллейбуса, которые получили индекс
"ЛК" (Лазарь Каганович), отбуксировали
с ЗИСа на завод "Динамо", где на них установили
электрооборудование по американским чертежам (на
концах штанг-токоприемников поставили ролики). На
территории этого завода провели первые технические
испытания машин. Первый
советский троллейбус имел деревянный каркас с металлической
обшивкой, кузов длиной 9 м, шириной 2,3 м и весом
8,5 т. Он мог развивать максимальную скорость до
50 км/ч. В салоне имелось 37 мест для сидения (кресла
были мягкие), зеркала, никелированные поручни, сетки
для багажа; под сиденьями установили электропечки.
Двери открывались вручную: передние - водителем,
задние - кондуктором. Машины выкрасили в темно-синий
цвет (сверху имелась кремово-желтая полоса, внизу
- ярко-желтая обводка). На лобовой части кузова
прикрепили блестящие металлические щиты с надписью
"От рабочих, ИТР и служащих Гос.автозавода
им. Сталина, завода "Динамо", Ярославского
автозавода, НАТИ". | |
Официально он находился на "испытаниях". Поэтому к торжественному открытию первой советской троллейбусной линии была готова лишь машина N 2. 5 ноября на испытаниях этого троллейбуса присутствовал секретарь МК ВКП(б) Н. Хрущев, а 6 ноября по линии состоялась официальная поездка приемочной комиссии в составе председателя Моссовета Н. Булганина, инженеров, техников и рабочих, строивших троллейбусы. | ||
|
С 7 по15 ноября водители
проходили практику вождения на единственной машине.
Регулярное движение единственного троллейбуса началось
в 11 часов утра 15 ноября 1933 г. На
следующий день определили время его работы - с 7
часов утра до 24 часов. Средняя скорость движения
составляла 36 км/ч, всю линию машина преодолевала
за 30 минут. 1.
Тархов, С. А. Городской пассажирский транспорт
Москвы. - М., 1997 | |
| ||
: Наверх : Видео : Аудио : Троллейбус в России : Троллейбус в мире : История в лицах : Разное : | ||
|