Краткий исторический очерк о возникновении троллейбусного движения в СССР


Троллейбус ЛК - 1
Троллейбус типа ЛК-1

 

    История этого вида городского пассажирского транспорта берет начало еще в 1900 году. Русский инженер Н.Л.Караулов предложил заменить бурлаков, тянувших через шлюзы Ладожского канала под Петербургом тяжелые баржи с грузом, электрическими автомобилями с питанием от центральной станции. А через два года, в 1902 году, во дворе петербургского завода Фрезе и К° состоялось испытание грузовой повозки, связанной с электросетью гибким кабелем. Эта повозка смогла перевезти груз весом в 50 пудов. Идея понравилась, и уже, в том же году, молодой петербургский студент В.П.Шуберский предлагает проект: оборудовать электрическими автомобилями шоссе Новороссийск - Сухуми. Свой проект Шуберский продумал до мельчайших подробностей, представив экономические, организационные, финансовые и технические расчеты, а также экологическую выгоду данного вида транспорта. Так что, если бы не русско - японская война, начавшаяся в 1904 году, не революции и не последовавшие за ними Первая мировая и Гражданская войны, вероятно, что троллейбус появился бы на два десятилетия раньше.

    В Москве мысль о постройке троллейбусной линии впервые была высказана в 1924 г., но к ее реализации приступили лишь 9 лет спустя. В 1932 г., глядя на опыт эксплуатации троллейбусов в Англии и Германии, задумали проложить первые линии от Дорогомилова (моста Окружной железной дороги, ныне район станции метро "Кутузовская") до села Сетунь (в Кунцеве), по Волоколамскому шоссе до поселка Губайлово (ныне часть г. Красногорска) и по Хорошевскому шоссе до Хорошева.

Л.М.Каганович
Л.М. Каганович
(инициатор троллейбусного движения в СССР)

 

    Инициатором введения троллейбусного сообщения стал Лазарь Моисеевич Каганович (в 1930-е годы руководитель Транспортной комиссии ЦК ВКП(б)).  Для первой линии сначала хотели приобрести немецкие троллейбусы, но из-за нехватки валюты Наркомтяжпром поручил отечественным заводам в декабре 1932 г. проектирование и строительство двух первых опытных советских троллейбусов. Летом 1933 г. на Ярославском автозаводе по проекту, разработанному в НИИ автотракторной промышленности, начался выпуск шасси (на базе автобуса Я-6). В октябре их отправили на автозавод им. Сталина (ЗИС, ныне АМО-ЗИЛ), где на них установили изготовленные здесь кузова. К 1 ноября 1933 г. два только что выпущенных троллейбуса, которые получили индекс "ЛК" (Лазарь Каганович), отбуксировали с ЗИСа на завод "Динамо", где на них установили электрооборудование по американским чертежам (на концах штанг-токоприемников поставили ролики). На территории этого завода провели первые технические испытания машин. Первый советский троллейбус имел деревянный каркас с металлической обшивкой, кузов длиной 9 м, шириной 2,3 м и весом 8,5 т. Он мог развивать максимальную скорость до 50 км/ч. В салоне имелось 37 мест для сидения (кресла были мягкие), зеркала, никелированные поручни, сетки для багажа; под сиденьями установили электропечки. Двери открывались вручную: передние - водителем, задние - кондуктором. Машины выкрасили в темно-синий цвет (сверху имелась кремово-желтая полоса, внизу - ярко-желтая обводка). На лобовой части кузова прикрепили блестящие металлические щиты с надписью "От рабочих, ИТР и служащих Гос.автозавода им. Сталина, завода "Динамо", Ярославского автозавода, НАТИ".
   В октябре 1933 г. вдоль Ленинградского шоссе от Тверской заставы до моста Окружной железной дороги в Покровском-Стрешневе смонтировали однопутную троллейбусную линию (двухпутный участок пролегал только от заставы до стадиона "Динамо" им. Томского) длиной 7,5 км. В селе Всехсвятское построили небольшой гараж с мастерскими на четыре места, который административно являлся частью Щепетильниковского трамвайного депо. Подготовили первую группу водителей троллейбусов.
   4 ноября 1933 г. обе машины отбуксировали с завода "Динамо" в гараж. Вечером этого же дня одна из них стала обкатываться на линии, но, по возвращении в депо, пол гаража не выдержал, проломился под тяжестью машины, и троллейбус, провалившись в яму, сломался.

    Официально он находился на "испытаниях". Поэтому к торжественному открытию первой советской троллейбусной линии была готова лишь машина N 2. 5 ноября на испытаниях этого троллейбуса присутствовал секретарь МК ВКП(б) Н. Хрущев, а 6 ноября по линии состоялась официальная поездка приемочной комиссии в составе председателя Моссовета Н. Булганина, инженеров, техников и рабочих, строивших троллейбусы.

Троллейбус ЯТБ 3
Троллейбус ЯТБ - 3

 

    С 7 по15 ноября водители проходили практику вождения на единственной машине. Регулярное движение единственного троллейбуса началось в 11 часов утра 15 ноября 1933 г. На следующий день определили время его работы - с 7 часов утра до 24 часов. Средняя скорость движения составляла 36 км/ч, всю линию машина преодолевала за 30 минут.
    Так была открыта первая в Москве и в СССР троллейбусная линия.

    При подготовке данной статьи были использованы источники:

1. Тархов, С. А.  Городской пассажирский транспорт Москвы. - М., 1997
2. Трофимов, А., Шполянский, М. 25 лет московского троллейбуса // Городское хозяйство Москвы. - 1959. - № 2
3.http://images.yandex.ru/ 


: Наверх : Видео : Аудио : Троллейбус в России : Троллейбус в мире : История в лицахРазное :